Vladimir Yakubov (vova_modelist) wrote,
Vladimir Yakubov
vova_modelist

В нейтральных водах

В начале ПМВ, в отличии от ВМВ, США очень строго соблюдало свой нейтралитет. Это хорошо показывают приключения немецкого крейсера SMS Leipzig на Тихоокеанском побережье США и Центральной Америки. Перед началом войны на Тихоокеанском побережье действовал другой немецкий крейсер SMS Nurnberg, который наблюдал за тем что бы все стороны в гражданской войне в Мексике не обижали немецких граждан находившихся в той стране. 21-го июля SMS Nurnberg ушел из Сан Франциско в Гонолулу, что бы оттуда выйти на встречу с эскадрой фон Шпее, а у берегов Мексики его сменил SMS Leipzig. С другой стороны, англичане оказались совершенно не подготовленными к тому что им придется ловить немецких рейдеров на Тихоокеанском побережье, так как в начале войны там оказался всего один английский (точнее канадский) крейсер HMCS Rainbow, 1891-го года постройки. При чем, так как его использовали как учебный корабль, на момент начала войны он был вооружен только учебными снарядами, и в свой первый боевой поход он ушел без нормального вооружения. Именно ему пришлось носится по всему берегу в попытках найти немецкий крейсер.

На момент начала войны SMS Leipzig находился у берегов Мексики, там же находились два английских шлюпа HMСS Shearwater и HMСS Algerine - это были колониальные канонерки с максимальной скоростью в 13 узлов и вооружением из шести 4" пушек. Естественно как только началась война адмиралтейство дало им приказ на максимальной скорости уходить на ВМБ Esquimalt в Канаде, так как не смотря на довольно мощное для своих размеров вооружение, они бы оказались легкой добычей для Лейпцига. На встречу им и был послан HMСS Rainbow с учебными снарядами. Шлюпов он не нашел, но решил зайти в Сан Франциско для получения свежей информации и заправки углем. Там он появился 7го августа. Не смотря на то что английское консульство закупило для него 500т угля, американцы, следуя жестким правилам нейтралитета, разрешили ему загрузить только 50 из них, так как по правилам того времени военный корабль мог загрузить только то количество угля которое надо было для похода до ближайшей военной базы принадлежавшей его флоту. Не за долго до выхода из порта Rainbow получил информацию что немецкий грузовой пароход в Сан Франциско загрузился запасами для Лейпцига и должен был его встретить в море недалеко от залива. Командир Rainbow, не смотря на отсутствие нормальных снарядов, решил выйти в море на перехват, но из-за туманной погоды (очень часто случающейся в наших местах) разминулся с немецким пароходом и следующие два дня патрулировал в международных водах в поисках немцев. Параллельно с Rainbow вышел в море еще один пароход, он принадлежал американской компании, которой владели коренные немцы и следуя за канадским крейсером под американским флагом, он передавал немцам его местонахождение. На Rainbow даже подготовились к бою и выбросили за борт различную деревянную утварь. Часть из этой утвари потом выбросило на берег, что послужило к распространению новости что немцы его утопили. В реальности же, у канадского крейсера начал подходить к концу запас угля и он вернулся назад в Esquimalt.

Сам же SMS Leipzig, уже 2-го числа получил приказ начать охоту за английским судоходством, но при этом ему было строжайше запрещено трогать американские корабли. Не смотря на это, за первую неделю он не нашел ни одного англичанина. Leipzig был предупрежден что возле Сан Франциско его ожидает устаревший английский крейсер, но не смотря на то что он бы скорее всего потопил англичанина, немцы боялись в ответ получить повреждения, что бы заставило крейсер интернироваться. Leipzig зашел в Сан Франциско 10-го числа (смешно что во многих современных источниках делают ошибку и пишут что "крейсер прошел под мостом Golden Gate", не смотря на то что мост построили только через 20 лет после этих событий). Так же как и в случае с HMS Rainbow американцы строго придерживались к правилам нейтралитета и дали крейсеру 24 часа на погрузку угля, а так-же разрешили взять на борт только 575 т угля (не смотря на то что немецкий консул закупил 1000 т его). Этого должно было хватить что-бы дойти то ближайшей немецкой колонии в Самоа. Интересно что на выходе из гавани Лейпциг зацепил бортом английский стальной барк Lord Templeton и снес ему рангоут. На сколько это было преднамеренно не понятно, так как у штурвала в этот момент стоял американский лоцман, а крейсер себе повредил радио-антенны. После выхода крейсера немецкое консульство "зафрахтовало" пароход SS Mazatlan что бы доставить остатки угля которые не достались крейсеру в мексиканский порт, но на пароходе оказался патриотичный английский радист по имени Guy Duncan Smith (очень кстати интересный персонаж, потом он стал пилотом в RNAS, служил в Палестине, и после войны написал мемуары под названием The Aerial Crusader), который об этом рассказал британскому консулу. Англичане выразили протест, а американцы арестовали пароход до выяснения обстоятельств.

Leipzig курсировал в районе Сан Франциско до 18-го августа, но не встретил ни одной жертвы, так как англичане передали во все порты приказ пароходам в море не выходить. За это время в американских портах собралось более 25-ти английских пароходов с 60000т груза и коммерция (в том числе и американская) оказалась парализована. В более позднее время эту проблему бы решили тем что на суда бы повесили американские флаги, но тогда все строго придерживались правил. Новости что к Сан Франциско шли крейсера союзников HMS Glasgow, IJN Idzumo (Япония еще на тот момент войну не объявила, но все к тому шло) и французский Montcalm, а так же подходивший к концу уголь заставили Leipzig уйти в Мексиканские воды. Перед уходом от Сан Франциско Leipzig зашел назад в Сан Франциско, где его командир, Fregattenkapitän Haun, подарил городу двух японских медвежат и дал интервью американским газетчикам, где он сказал что он "готов драться с любым количеством врагов в любом месте". 23-го числа американцы наконец-то отпустили злополучный SS Mazatlan, который тут же ушел в Мексику, зайдя по дороге в Сан Педро, в Лос Анджелесе, где они подобрали нескольких немцев и почту для Лейпцига. Капитан Мазатлана все пытался выйти на связь в крейсером, но бравый радист Смит ему в этом мешал. 26-го августа Мазатлан зашел в залив Bellenas в Мексике где он встретился с Лейпцигом и передал ему различные грузы и немцев которых он подобрал в Сан Педро. 2-го сентября Мазатлан дошел до мексиканского порта Guaymas где он выгрузил свой уголь в ожидании Лейпцига. Бравый радист Смит сумел незаметно сойти с корабля и проинформировать местного английского консула об этом нарушении нейтралитета. После выхода назад в море капитан Мазатлана просил Смита передавать кодированные сообщения по радио, но тот их саботировал. Мазатлан в конце концов арестовали Мексиканцы по дороге назад в США.

Пока Лейпциг искал добычу у Сан Франциско, англичане наконец-то нашли оба своих злополучных шлюпа. HMСS Rainbow встретил HMСS Shearwater 13-го августа на входе в пролив ведущий к ВМБ Esquimalt, a HMСS Algerine, у которого кончился уголь и который шел на парусах, встретил на следующий день SS Prince George, пароход канадской Grand Trunk Steamship Line переоборудованный госпитальное судно. С ним была связана курьёзная история - за пару дней до того, его послали на поиски "утонувшего" HMСS Rainbow, и в какой-то момент они друг друга увидели, но на Rainbow трехтрубный силуэт Принца приняли за немецкий крейсер и начали от него уходить на полном ходу что-бы дать себе время подготовится к бою. К счастью канадцы поняли кто это такой до того как открыли огонь. 19-го августа местное население "заметило" немецкие крейсера недалеко от Виктории и Rainbow (наконец-то вооруженный нормальными снарядами) пошел их искать. Естественно ничего он не нашел, но канадцы решили его послать патрулировать северное побережье Канады от греха подальше. 25-го августа в Викторию наконец-то пришло подкрепления в виде английского легкого крейсера HMS Newcastle и японского броненосного крейсера IJN Idzumo.

В первой половине сентября SMS Nurnberg оказался в Гонолулу, а SMS Leipzig ушел из мексиканских вод на юг в Южную Америку и первая мировая война для тихоокеанского побережья закончилась. Первый месяц войны закончился более менее в ничью, с одной стороны из-за неготовности англичан и канадцев к войне им не удалось поймать ни одного из немецких крейсеров, с другой стороны, не смотря на теоретическое обилие добычи и практическое отсутствие оппозиции, немцам удалось потопить только одно судно - танкер SS Elsinore, на которого он наткнулся 11-го сентября по дороге на юг. Так-же странно как на пароход, который немцы явно не случайно выбрали для секретной миссии в поддержку Лейпцига, да и еще на позицию радиста, взяли англичанина. Казалось бы что можно было найти немца или по крайней мере американца, которому было бы все равно.

Более подробно про похождения немцев и англичан можно почитать в блоге Ginger Historian, а про шпионскую историю с SS Mazatlan в книге The Intelligence War in Latin America, 1914-1922. Фотографии из разных источников и разной степени кликабельности.

1. SMS Nurnberg в Сан Франциско в последние предвоенные дни, перед уходом на соединение с эскадрой фон Шпее

From UC Berkeley, Bancroft Library

2. Командир SMS Nurnberg Captain zur See Karl von Schönber встречается с мэром Сан Франциско

From UC Berkeley, Bancroft Library
3. SMS Nurnberg в Мазатлане, не за долго до начала войны. Интересно, чей это нос на заднем плане?

From NHHC
4. HMCS Rainbow в Ванкувере в 1914-м году

From Vancouver City Archives
5. Шлюп HMS Shearwater на ВМБ Esquimalt, 1908-й год.

From Wikipedia
6. Шлюп HMCS Aglerine на ВМБ Esquimalt.

From Wikipedia
7. SS Prince Rupert, однотипный с SS Prince George. Хорошо видно что его трубы действительно похожи на трубы Лейпцига.

From Wikipedia
8. SMS Leipzig принимает уголь в Сан Франциско 18-го августа. Интересно что он это делает с угольной баржи, а не с причала. Не знаю это делали потому что так быстрее или что бы можно было выйти в море в случае чего.

From San Francisco Maritime National Historical Park
9. Описание несостоявшейся битвы между HMCS Rainbow и SMS Leipzig в американских газетах. Судя по тому как американцы расписывали новости про войну, за последние 100 лет ничего не поменялось - только сейчас все это происходит в разных социальных сетях, а тогда об этом писали в газетах, но тон был примерно одинаковый.

From Library of Congress
10. Интервью командира Лейпцига, а так же командира IJN Idzumo американским газетам. Интересно то что газета датирована 18-м августа, то есть еще до объявления войны Японией Германии, но командир Идзумо уже говорит как он будет охотится за Лейпцигом.

From Library of Congress
11. Герой шпионской истории - SS Mazatlan

From crossandcockade.com
12. Еще одно фото SS Mazatlan. Этот пароход и тот что на предыдущем фото друг на друга не похожи, так что кто из них правильный Mazatlan, я не знаю. UPD: это как оказалось более поздний Мазатлан. SS Alaska 1923 built by Todd Drydock & Construction Co., Seattle | 1954 sold to Margo Pacific Lines renamed Mazatlan, 1955 scrapped. Спасибо lepus_martius.

From HISTORIA PARA NO DORMIR
13. SMS Leipzig входит в Guaymas, 8-го сентября для принятия угля

From NHHC
14. Загрузка углем в Guaymas. B военной Мексике всем было наплевать на правила нейтралитета

From San Francisco Maritime National Historical Park
Tags: blogs, ca, canadian navy, civilian ships, german navy, navy.mil, royal navy, san francisco bay area, ships, state archives, vancouver archive, wikipedia, веселые истории, шпионские истории
Subscribe

Posts from This Journal “веселые истории” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments