Vladimir Yakubov (vova_modelist) wrote,
Vladimir Yakubov
vova_modelist

Categories:

Модернизированные турецкие корветы или как не надо делать модернизацию

Как и у многих второ и третьестепенных флотов вложивших немногие, но большие по их меркам, деньги во флот, в конце 19-го века у турецкого флота большое количество "чемоданов без ручки" которые как-бы жалко списать ибо корпус крепкий, но с серьезным лицом назвать боевыми единицами уже нельзя. И если и португальцев такой чемодан был один и они конкретно вложили в него деньги, у турок их было много, и денег на всех не хватало. По этому несколько кораблей, Месудие например, перестроили "по настоящему", то на более мелкие денег хватило только на малую модернизацию.

Турки договорились с итальянской фирмой Ansaldo на модернизацию броненосных корветов Feth-i Bülend (тот который гнался за Вестой в русско-турецкую войну), Avnullah и Muin-i Zafer в 1902-м году. В отличии от более крупных кораблей, которые отправляли на перестройку в Италию, корветы модернизировали в Турции. Для работ итальянцы взяли в аренду кусок военно-морского арсенала в Стамбуле. Feth-i Bülend стоял на модернизации аж 4 года, с 1903-го по 1907-й и если у португальцев за такое время получилась хоть и очень спорная, но по крайней мере современно выглядящая боевая единица, то туркам просто воткнули новые орудия в старые казематы и заменили котлы на более новые. После модернизации корвет выдал впечатляющие 9 узлов скорости (сразу после постройки выдавал 13, а до ремонта 8). Новое вооружение составляло из себя четыре крупповские 15 cm SK L/40 пушки в каземате, шесть 75мм и шесть 57мм пушек на верхней палубе. Avnullah и Muin-i Zafer модернизировали примерно так-же. Модернизация этих кораблей длилась 3 года и новое вооружение состояло из четырёх крупповских 15 cm SK L/40 пушек в каземате, шести 75мм, десяти 57мм и двух 47мм пушек на верхней палубе. Новой скорости я не нашел, но вряд ли она была чем-то более впечатлительным чем у Фетиха.

Впечатлившись успехом модернизации турки взяли все три корабля и поставили их сначала на прикол, а потом рассовали с качестве брандвахт по разным второстепенным портам. Feth-i Bülend отправили с Салоники, где его в основном разоружили и использовали в роли плавказармы, а пушки отправили на береговую оборону города. Во время Первой Балканской Войны, ночью 31-го октября 12-го года, греческий миноносец номер 11 зашел в порт и потопил его двумя торпедами (третья промахнулась и попала в пирс). Старинный корабль моментально затонул. На нем погибло 7 человек. Такие низкие потери были из-за того что остальная часть экипажа была на берегу с его пушками.

Avnullah была приписана к Бейруту в 1910-м году. На тот момент ее вооружение состояло всего из четырех 57мм пушек (куда дели остальную артиллерию я не знаю). С началом Итало-Турецкой войны, итальянских флот решил что такую мощную боевую единицу оставлять одну нельзя (кроме корвета там еще стоял более менее современный миноносец Angora) и послал аж два броненосный крейсера против нее. В 9 утра, 12-го февраля 1912-го года броненосные крейсера Giuseppe Garibaldi и Francesco Ferruccio подошли к Бейруту и с дистанции 6000м открыли огонь. Итальянцы показали верх умения и в больше часа в полигонных условиях обстреливали оба корабля, но умудрились лишь поджечь Авнуллу (командир которой приказал спустить флаг и покинуть корабль) и ни разу не попасть в миноносец (с дистанции в 600м!). Ситуация была тяжелая и итальянцы пошли в героическую торпедную атаку. Первая торпеда промахнулась и попала в гражданские лодки, утопив аж 6 из них, и только вторая поразила турка и отправила его на дно в 11 утра. Итальянцы вышли из гавани и отошли на передышку, но битва на этом не закончилась! В 13:45 они вспомнили что не утопили миноносец и вернулись назад что бы добить его, что у них успешно получилось. На Авнулле погибло 58 человек и 108 было ранено, еще 66 гражданских погибло в городе от перелетов. Турки ни разу в ответ в итальянцев не попали. Эта героическая победа итальянского флота получила громкое название Битва у Бейрута.

Muin-i Zafer был единственным из тройки кто дожил до продажи на слом. Он тоже был в Бейруте в начале войны с Италией, но ушел оттуда в Порт Саид, где был разоружен и его орудия были посланы на усиление береговой обороны там. В 1913-м году он стал учебным кораблем при школе торпедистов в Стамбуле, а потом в 1920-м году плав-казармой. В 1928 его переделали в плав-базу подлодок и окончательно списали только в 1932-м году. На слом его продали аж 1934-м году.

В общем глядя на впечатляющие результаты этой модернизационной программы можно констатировать что туркам было бы значительно дешевле просто закупить береговых орудий у Круппа, а эти корабли переделать в плав-казармы если было жалко продать на металл. Ибо толку от них после модернизации оказалось не больше чем до нее.

А внизу смотреть фотоальбом сделанный во время модернизации этих кораблей. Так как детальных фотографий их очень мало, то думаю что они будут интересны.

Из архива İstanbul Üniversitesi Kütüphane. Кликабельно

1. Броненосный корвет Feth-i Bülend во время модернизации. Пушки главного калибра уже установлены, но мелкой артиллерии еще нет.


2. Вид палубы с кормы на нос. Полукругами скорее всего обозначены позиции мелкой артиллерии.

3. Автору альбома явно очень нравились это странные будки, он их фотографировал на всех трех кораблях. Я не совсем понимаю что это - явно не трап вниз, так как слишком узкий, скорее всего это элеватор для снарядов, но форма у него довольно странная.

4. Еще одна. Эта с механическим приводом из под палубы.

5. И еще одна. На заднем плане паровой котел. Наверное его достали из корвета.

6. Внутренности каземата. Интересный подъёмник для снарядов. Так же видна куча снарядов расставленная по периметру каземата.

7. Подъёмник снарядов сзади. Интересно что на дальней стенке видны деревянные нары - турки не использовали гамаки для сна матросов?

8. Корвет Muin-i Zafer во время модернизации

9. Палуба, вид на корму.

10. Подъёмник боеприпасов для 15см орудий. Интересно что не такой-же как Feth-i Bülend.

11. Подъёмник для снарядов на палубе

12. Еще один

13. Корвет Avnullah на ремонте

14. Опять подъёмник

15. И еще один. На заднем плане какие-то яхты.

16. 15см пушка и подъёмник для снарядов

17. Вот интересно почему во время ремонта по всем кораблям были расставлены снаряды?

18. Динамо-машина

19. Лодки со всех трех кораблей на складе во время ремонта.


Ну и не из этого альбома, но так как по теме подходит то несколько фото из других источников
20. Судя по отсутствию стволов торчащих из казематов это Feth-i Bülend до модернизации

21. А тут судя по длинным стволам Feth-i Bülend после модернизации

22. Турецкие корветы перед началом модернизации. Кто из трех на фото точно не знаю.

23. Битва у Бейрута - итальянский крейсер прямой наводкой расстреливает турецкие корабли

24. Потопленный Avnullah в Бейруте.

25. Потопленный Avnullah во время ПМВ.

Tags: ansaldo, ships, turkish archives, turkish navy, wikipedia
Subscribe

Posts from This Journal “turkish navy” Tag

  • Похороны Ататюрка

    Нашел хорошее видео с похорон Ататюрка в которое в том числе попал и военно-морской парад в честь него. На видео хорошо видны различные корабли…

  • Редкости

    В одном из французских архивов нашлась подборка фотографий различных редких кораблей конца 19-го века. К сожалению фото не очень большого размера,…

  • Торпедные корабли фирмы Шнейдер

    Наткнулся на Галлике на серию книг изданной фирмой Шнейдер про их продукцию в начале 20го века. Среди всего остального там была хорошая подборка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments

Posts from This Journal “turkish navy” Tag

  • Похороны Ататюрка

    Нашел хорошее видео с похорон Ататюрка в которое в том числе попал и военно-морской парад в честь него. На видео хорошо видны различные корабли…

  • Редкости

    В одном из французских архивов нашлась подборка фотографий различных редких кораблей конца 19-го века. К сожалению фото не очень большого размера,…

  • Торпедные корабли фирмы Шнейдер

    Наткнулся на Галлике на серию книг изданной фирмой Шнейдер про их продукцию в начале 20го века. Среди всего остального там была хорошая подборка…